Поездка в скиты Троице-Сергиевой Лавры

03.11.2021

24 октября 2021 года после участники молодежного движения "NIKA" вместе с прихожанами Владимирского храма совершили паломническую поездку к святыням Сергиева Посада. Программа нашего паломничества включала посещение не только Черниговского, но и иных скитов  Лавры преп. Сергия, в которых многим из наших богомольцев ранее бывать не доводилось. Сначала мы направились в Гефсиманско-Черниговский скит Лавры Сергия. До разорений, которые принесла революция 1917 г., Гефсиманский и Черниговский скиты территроиально были разделены и находились на противоположных берегах Вифанских прудов. В настоящее время монашеская жизнь возрождена в пределах Черниговского монастыря.

Обе обители обязаны своим появлением двум угодникам божиим: свт. Филарету (Дроздову +1867г.) митрополиту Московскому и его другу и духовнику наместнику Лавры преп. Антонию (Медведеву +1877г.). Сюда уходили монахи, жаждущие большего уединения, тишины и молитвы. В центре скита располагается красивейший храм в честь Черниговской иконы Божией Матери, заложенный в 1886г. В нём, под сенью, находится чтимый список чудотворной Черниговской иконы Пр. Богородицы, за целебной помощью к которому приезжали богомольцы со всей России. В Черниговском соборе находятся мощи святого подвижника 19 века прп. Варнавы Гефсиманкого (+1906г.). Пламенной и действенной была его молитва. В 1905 г. к нему за духовным советом и молитвами приезжал сам Император Николай II со всей семьёй. На территории скита даже сохранился деревянный домик, в котором происходил прием будущего святого страстотерпца Царя Николая II. Также в церкви хранятся камень от гроба Божией Матери, привезённый со Святой Земли в 1851 г., и многие другие святыни.

Уникальность Черниговского скита составляют пещеры вырытые  вручную Христа ради юродивым, блаженным Филиппушкой (+1869г) и его сподвижниками. Впоследствии кроме пещер под верхним храмом был также устроен храм архистратига Михаила. Кроме этого, под под Черниговским собором, в пещерах находится Святой источник. Удивительно, но вся громада Черниговского собора воздвигнута прямо над пещерами и подземным храмом! Как выяснилось, это самое настоящее инженерное чудо совершил один из самых известных петербургских зодчих Н.В. Султанов.

Примечательным событием в истории Гефсиманского скита является то, что здесь в 1901 г. принял постриг будущий Патриарх Алексий I (Симанский +1970г).

После экскурссии по Черниговскому скиту и чаепития, наши паломники отправились в Скит Параклит (Параклит в переводе с греческого означает Св. Дух - Утешитель), находящийся в нескольких киллометрах от Гефсиманского скита. Параклитова пустынь, как и Черниговский скит до революции считались центрами московского старчества. Здесь подвизались или начинали свой пастырский путь многие духоносные отцы. История обители  начинается в 1858г. Главным храмом скита является двуярусная  Церковь с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже.  Здесь, в Пустыни, паломников впечатлила удивительная тишина святого места в соединении с красотой местной осенней природы. Благодать и молитвенный дух явственно ощутили все паломники, отчего, не смотря на некую усталость, покидать тихую обитель не хотелось. Именно в этом отдаленном от мирской суеты месте в 1927 году принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков) (+1990г.). Из Скита Параклит паломники отправились в Спасо-Вифанский мужской монастырь, который был основан в 1783 – 1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священно-архимандритом Лавры Платоном (Левшиным +1812г). Центром Вифании является необычный Спасо-Преображенский собор, который имеет два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря.

Нижний храм в честь воскрешения Лазаря имеет вид искусственной пещеры, в которой по иудейскому обычаю был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она украшена живыми цветами, лианами, вьюнками. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое юзотношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». Все время паломничества нас сопровождала прекрасная осенняя непогода: то шёл дождь, то мокрый снег с промозглым ветром, а иногда из-за темных туч выглядывали ослепительно яркие лучи солнца… Непогожий день не мог испортить восторга от посещения родных, святых и таких близких, но что удивительно, ранее не знакомых мест. Невозможно описать всех впечатлений полученных от знакомства с ними.

Домой мы возвратились поздним вечером, усталые но довольные, с чувством благодарности Богу, дивному во святых Своих, и друг другу, за взаимовыручку в путешествии.